И не надо бояться этого страшного слова "КОНТРОЛЬ"

Борис Викторович Сольский,
кандидат экономических наук, директор по консалтингу компании "Премиум-Аудит" (г. Иркутск)

Практика проведения наших аудиторских проверок показывает, что вопросы методологии организации контроля на предприятии (вне зависимости от его величины) почему-то остается "за пределами интересов топ-менеджмента". Сказано очень "бархатно". Надо бы сказать прямо: контролем серьезно никто не занимается, к нему относятся без должной серьезности. К другим функциям управления – отношение другое.

Наверное, стоит вспомнить, что управление как непрерывный процесс состоит из повторяющихся процедур: планирование, организация, учет, КОНТРОЛЬ, анализ. Это из азбуки управления.

Так вот, понимание, что "планирование, учет и анализ – это непросто" есть. А контроль… Это как раньше, когда каждый, кто мог потратить из своего кошелька 2 рубля, считал себя финансистом. И сегодня руководитель предприятия искренне считает, что ежедневное собственноручное согласование платежного реестра и есть лучший контроль.

В структуре управления предприятий есть отдельные подразделения: плановый отдел, отдел учета (бухгалтерия), отдел анализа. А отдела контроля нет. Правда в последнее время все чаще звучит идея отдела внутреннего контроля.

"Театр начинается с вешалки", а аудит начинается со знакомства со службой контроля. А ее-то и нет. В начале аудиторских проверок я всегда спрашиваю: "Кто вас контролирует и как?" Очень часто (как ни странно) получаю один ответ: "А зачем нас-то контролировать? Мы сами себя контролируем". Ответ понятен. Но он НЕПРАВИЛЬНЫЙ. Самоконтроль (читай - внутренний контроль) – это хорошо. Но он НЕ МОЖЕТ ПОДМЕНИТЬ внешний контроль.

Рискну заявить, что внутреннего КОНТРОЛЯ вообще не существует. Контроль всегда должен быть внешним. Иначе он будет зависимым от контролируемого субъекта. Ну кто на предприятии рискнет контролировать руководителя или главного бухгалтера? На легитимной основе – никто. Полномочий нет. А как быть? Замкнутый круг? Нет. По нашему профессиональному мнению на предприятии вместо службы внутреннего контроля лучше говорить о ревизионной службе. И пусть эта служба работает на регулярной основе под руководством топ-менеджера. Но ее работу всегда надо дополнять регулярными внешними проверками, проводимыми, например, в рамках "инициативных аудитов" независимыми ни от кого экспертами.

Цель этих аудитов - составление внешнего квалифицированного мнения:

  • об оптимальности структуры управления;
  • о надежности управленческих данных (их полнота и адекватность);
  • об отсутствии аффилированной связи поставщиков и снабженцев;
  • об отсутствии системных предпосылок для финансовых и иных нарушениях.

Не бойтесь внешнего контролера. Его работа заканчивается только отчетом, а не вызовом в налоговую инспекцию для вручения заключения.

Данная статья была опубликована в бухгалтерском ежемесячнике "БУХ.1С" №9(129), Сентябрь 2011, г. Иркутск.