Доверяй и проверяй (кому и зачем нужен аудит?)

Борис Викторович Сольский,
кандидат экономических наук, директор по консалтингу компании "Премиум-Аудит" (г. Иркутск)

Аудит как понятие достаточно прочно вошло в практику управления бизнесом. Есть Федеральный Закон об аудите, есть требования налоговых служб о представлении аудиторских заключений, есть давно работающие на рынке аудиторские компании, есть институты подготовки аудиторских кадров, есть саморегулируемые организации... Но еще не сформирована в массовом бизнес-сообществе внутренняя потребность в аудите.

К сожалению, пока аудит рассматривается как "навязанная сверху" повинность. Поэтому и отношение топ-менеджмента к аудиторским проверкам такое: "кому бы перепоручить...". А перепоручаются вопросы организации аудиторских проверок главным бухгалтерам. Надо ли объяснять, что если вопросы проведения контрольных процедур результатов работы бухгалтерии поручить самим бухгалтерам, то... (ничего личного, коллеги).

На самом деле аудит – необходимый "инструмент" в общем управленческом наборе топ-менеджера. Рискну напомнить азбучную истину теории организационного управления (сформулированную в начале ХХ века). Управление это есть планирование + организация + учет + контроль + анализ. Т.е. контрольная функция – это неотъемлемая часть процесса управления. И это не обидная функция. Это функция, которая позволяет сравнить фактический результат и плановые ожидания. И здесь надо хорошо понимать, что нельзя контролировать исполнителей силами самих исполнителей. Нужен внешний контролер. Для бизнеса любого масштаба внешним контролером может быть только аудитор, который может дать независимую от внутренних условий и ограничений оценку дееспособности бухгалтерии.

Кому нужна такая оценка? Наверное, очень грамотному главному бухгалтеру. Но что-то я очень редко видел инициативу бухгалтеров для проведения аудиторских проверок. "Мы и сами можем себя проверить, и сами лучше других знаем свои слабые места", – самая популярная отговорка (опять же – "ничего личного"). На самом деле, аудит нужен в первую очередь собственнику бизнеса, и только во вторую – топ-менеджеру. И если собственник озаботится регулярным аудитом как инструментом управления, то глядишь меньше будет удивлений, почему это бизнес не оправдывает ожиданий рентабельности, а топ-менеджер вдруг уходит и открывает конкурентную структуру.

Аудит лучше проводить регулярно в течение года. Ведь он может быть и неполным (не обязательным). Есть практика проведения так называемого инициативного аудита, в ходе которого проверяются отдельные стороны бухгалтерского и налогового учетов. Мне лично мало понятна практика, когда нам говорят, "вот сдадим годовую отчетность, тогда и проверяйте"… А ведь логичнее-то наоборот…

Аудит – это аутсорсинговая функция контроля бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности, которую логичнее и дешевле выполнять приглашенными аудиторами.

И в заключении вопрос: является ли альтернативой аудиту создаваемые в крупных организациях контрольно-ревизионные отделы? Мое мнение здесь однозначно. Конечно нет! Внутренний контроль – это подразделение оперативно следящее за исполнением внутренних регламентов (движения денежных средств, сохранности ТМЦ, оптимальности цен). Но анализ методологии бухгалтерского и налогового учета внутренний контроль не проведет, даже и потому, что над бухгалтерией в фирме по определению никто стоять не может.

В качестве вывода хочу несколько переиначить известный из "доперестроечной" школы фразеологизм: "и не надо бояться человека с аудиторскими знаниями..."

Данная статья была опубликована в бухгалтерском ежемесячнике "БУХ.1С" №6(126), Июнь 2011, г. Иркутск.