Кто не ошибается в бухгалтерском учете?

Борис Викторович Сольский,
кандидат экономических наук, директор по консалтингу компании "Премиум-Аудит" (г. Иркутск)

Практика аудиторских проверок убедительно показывает, что в бухгалтерском учете любого предприятия всегда есть ошибки. Это ошибки методологии (неверного толкования нормативных материалов), случайные ошибки ("очепятки"), ошибки от неуверенного владения информационными технологиями ("1С", например).

Ошибки делать можно (человек имеет право на ошибку), но... их лучше не иметь. Как сделать так, чтобы ошибок (я говорю про бухгалтерские ошибки) не было? Можно ли вообще избежать ошибок? Ответ "Нельзя" (потому, что "не ошибается только тот, кто ничего не делает") неправильный. Бухгалтерских ошибок избежать можно (или, по крайней мере, свести их количество и качество к нулю).

Для этого необходимо выстроить так называемую Систему Внутреннего Контроля (СВК).

Контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления. Для предприятий он разделяется на внешний и внутренний. Про внешний мы говорить не будем (это отдельная статья), а вот про внутренний – поговорим. Поговорим потому, что нет таких функций на подавляющем числе предприятий. То ли по причине недопонимания "как должен быть организован контроль", то ли по причине недопонимания значимости СВК ("зачем нужен вообще, ведь работаем и так...").

В результате получается, например, так (как говорится "ничего личного", коллеги):

1. Бухгалтерии поручается функция проплаты, ставится банк-клиент, отдается ключ-дискета. И никто не задумывается, что этого делать нельзя. Хотя бы потому, что бухгалтерия собирает и проводит оправдательные документы. И при "не чистом на руку" бухгалтере налоговые платежи легко уходят, например, на ООО "УФК". Или платеж за материал становится почему-то больше на 10%. Это умышленная ошибка.

2. Менеджмент снабжения готовит договоры, по ним выписываются счета и с отметкой топ-руководителя "оплатить" передаются в бухгалтерию для исполнения. Договора еще нет, он "обязательно будет, я гарантирую". Потом появляются и договор, и оправдательные документы. И никто не проверил "до того как", что платить – ни по такому договору, ни этому контрагенту "не следовало бы". Это методологическая ошибка.

3. Идет подготовка к сдаче НДС. Это горячая пора для бухгалтерии. Лучше бы исполнителей не отвлекать... Но тут позвонили недовольные контрагенты, тут пришли сотрудники с вопросами "по зарплате", тут директор проводит "очень важное совещание". В результате при сборе НДС пропущены авансовые платежи. Ошибка расчетов.

Система внутреннего контроля призвана противостоять этим и многим другим ошибкам. Она призвана не столько обнаруживать и исправлять ошибки, сколько предотвращать их. И тут главное понимание, что "самоконтроля" недостаточно. Рискну сказать жестче. Самоконтроль – это не контроль. Это составная часть процесса исполнения. А контроль всегда должен осуществляться внешним по отношению к исполнителю органом.

Еще раз заглянем в азбуку управления. Больше 100 лет известно, что процесс управления разделяется на стадии: планирование, организация, учет, контроль и анализ. Учет – отдельная функция, контроль – отдельная. Их нельзя соединить. Как нельзя поручать бухгалтерии (учетному органу) монопольно контрольные функции.

Как избежать бухгалтерских ошибок? Созданием системы внутреннего контроля.

Но, замечу, что внутренний контроль – это необходимое, но не достаточное условие безошибочной работы. Даже при наличии СВК его нужно дополнять регулярными внешними независимыми аудитами, без которых СВК рискует потерять квалификацию.

Данная статья была опубликована в бухгалтерском ежемесячнике "БУХ.1С" №5(125), Май 2011, г. Иркутск.