О роли, месте и функциональном предназначении бухгалтерии в системе управления предприятием (Кто вы, миссис главный бухгалтер?)

Борис Викторович Сольский,
кандидат экономических наук, директор по консалтингу компании "Премиум-Аудит" (г. Иркутск)

Любая статья всегда должна быть ориентирована на своего читателя. Я бы очень хотел, чтобы читателями этой статьи стали первые руководители и владельцы предприятий…

По роду своей профессиональной деятельности (стаж работы в управленческом консалтинге более 15 лет) я знаком с огромным числом наших предприятий. В подавляющем большинстве это средние и малые предприятия, хотя консультировал я и крупные предприятия. И чем больше я знакомлюсь с существующей практикой управления российским бизнесом, тем сильнее мне хочется "вслух" задать один вопрос: "Скажите, коллеги, а чем занимается "типичная" бухгалтерия на типичном предприятии??" Как бы хотелось услышать в ответ: "Бухгалтерским и налоговым учетом". Но это совсем не так.

На современном предприятии (за небольшим счастливым исключением) бухгалтерия занимается:

  • налоговым планированием;
  • финансовыми операциями (безналичными платежами и операциями с наличностью, работой с банком);
  • начислением заработной платы;
  • работой с контрагентами по сбору первичных документов (сверки, звонки и поездки в бухгалтерии партнеров);
  • разработкой налоговых схем;
  • финансовым планированием;
  • организацией ИТ-обеспечения бухгалтерского учета;
  • "чисто ИТ-шными" операциями (архивация данных, организация каналов связи, работой с электронными ключами);
  • управленческим учетом;
  • бухгалтерским учетом;
  • налоговым учетом.

Т.е. на 80% бухгалтерия занимается тем, чем ей НЕ НАДО бы заниматься. Наверняка этот перечень можно продолжить. Но тогда, боюсь, коэффициент полезного использования уменьшиться еще.

Вся выше перечисленная работа сосредотачивается в бухгалтерии по разным причинам.

Во-первых, квалификация современных бухгалтеров достаточно высока, чтобы эту работу делать (хотя мое умение мыть пол еще не повод вменять мне эту функцию на предприятии).

Во-вторых, на предприятии, как правило, нет специалистов, имеющих такой же уровень экономического и налогового образования, как у сотрудников бухгалтерии.

В-третьих, первые руководители просто не задумываются об организационном управлении, как неотъемлемой составляющей работы предприятия, залогом его эффективности.

Вдумайтесь, если в руках бухгалтера находится платежный инструмент, и сам бухгалтер уполномочен получить (сгенерировать) оправдательный документ, то отсутствие злоупотреблений объясняется только порядочностью исполнителя, но никак не системными свойствами управления на предприятии.

Но есть и отрицательные примеры. У нас "кто тащит воз, на том и катаются". Бухгалтерия тащит воз, потому, что над ней стоит внешний контролер (налоговая, фонды, банки). Я искреннее сочувствую бухгалтерам, на которых навешивают несвойственные бухгалтерии функции. Но (ничего личного) как результат - ухудшение качества бухгалтерского учета и глобальная перегрузка сотрудников бухгалтерии, для которых в календаре есть "черные дни сдачи": НДС, периодичных отчетов и т.д. Вся "забота" первых руководителей ограничивается приобретением лицензионных программ фирмы "1С" и справочно-правовых систем (СПС). А уж про Информационно-технологическое сопровождение (ИТС) и перманентное обучение сотрудника бухгалтерии зачастую приходится только мечтать. Не хочу здесь объяснять почему (придется много цитировать теорию управления организацией и ссылаться на передовой опыт зарубежных и российских предприятий), но правильная схема управления экономикой предприятия должна выглядеть так.

Разработкой налоговых схем, финансовым, материально-техническим и кадровым планированием, а также исполнением планов должны заниматься на предприятии специальные подразделения или ответственные сотрудники (и это не сотрудники бухгалтерии). И уж если специальные сотрудники должны это делать (на основании положений, должностных инструкций и иных организационных документов), то делать все "от начала до конца", сопровождая свои операции первичными документами и подтверждая хозяйственные операции оправдательными документами. И только документы, подготовленные ответственными исполнителями по правилам Российского Законодательства, согласно "Графика документооборота", который, между прочим, является составной частью документа "Учетная политика", сдаются в бухгалтерию для учета. А бухгалтерия должна заниматься Учетом. Учетом хозяйственных операций в соответствии с Российским Законодательством. И ничем другим.

К слову сказать, сегодняшние системы автоматизации управления производственным предприятием (1С:УПП 8.1, 8.2) не просто поддерживают эту концепцию, но и продвигают и развивают ее.

В заключении хочу сказать еще об одном. Автоматизация бухгалтерского учета силами бухгалтерии, наверное, возможна... Но это не правильно. Автоматизации должно предшествовать аналитическая работа по анализу существующей системы управления и ее оптимизации (реинженирингу). Не экономьте на консультациях специалистов. Надежность учета, а значит и база данных для достоверного контроля окупит всё.

Данная статья была опубликована в бухгалтерском ежемесячнике "БУХ.1С" №2(122), Февраль 2011, г. Иркутск.